Show/Hide Toolbars

Руководство администратора

Рекомендации по настройке ДП

Ссылки Назад Вверх Вперед

Информация, необходимая для выполнения задачи, вносится в дополнительные параметры (ДП). В качестве ДП могут выступать строки, числа, денежные суммы, списки, ссылки на элементы справочников и другие задачи, и т.д. Подробнее о типах ДП.

При настройке ДП в категории учитывайте следующие принципы:

1. ДП должны быть сгруппированы в тематические блоки.
Например, на карточке проекта можно выделить блоки ДП, относящихся к бюджету проекта, к проектной команде, к срокам выполнения, к проектной документации и т.п.
Блоки ДП можно сворачивать и разворачивать (вручную и с помощью автоматизаций), а значит, можно концентрировать внимание пользователя только на той информации, с которой он в данный момент работает, и лишнюю информацию убирать с экрана.

2. ДП должны быть расположены в нужном порядке — так, как они заполняются в ходе выполнения задачи. Если пользователю на определенном шаге нужно заполнить несколько ДП, скорее всего, их лучше расположить рядом, чтобы пользователю не приходилось тратить время и разыскивать нужные ДП на карточке задачи.

3. Названия ДП должны быть понятны и лаконичны.
Например, на карточке договора ДП могут называться Проект и Скан оригинала. Если ДП назвать Проект договора и Скан оригинала договора, то слово "договор" в этих названиях будет лишним и будет нарушать принцип лаконичности. Если же ДП будут называться Файл (docx) и Файл (pdf), то такие названия не будут понятны пользователю.

Для дополнительного пояснения не забывайте использовать подсказки (tooltip) для ДП;

4. Видимость ДП должна быть настроены в соответствии с правами пользователей и в соответствии с логикой выполнения задачи.
Пользователь не должен видеть "лишних" ДП, которые не нужны ему в работе.
Например, если на данном этапе пользователь формирует список товаров, входящих в заказ, он не должен видеть ДП, в которые будут вноситься реквизиты для оплаты — эти ДП должны отобразиться ему только на одном из следующих статусов.

5. Обязательность ДП. Выполнение задачи не должно быть для пользователя пустой формальностью, у пользователя не должно быть возможности просто переводить задачу из одного статуса в другой, не выполняя никаких действий и не внося никакой информации. Поэтому мы рекомендуем проектировать БП так, чтобы на каждом переходе по маршруту проверялось заполнение хотя бы одного обязательного ДП — в этот ДП должны вноситься результаты очередного выполненного этапа. Это может быть вложенный файл с проектом документа, текстовое поле с описанием выполненных работ, рассчитанное значение какого-то показателя или хотя бы флажок, который пользователь должен отметить, чтобы подтвердить выполнение.
Исключение — задачи, создаваемые специально для ознакомления пользователей с регламентами и приказами. Обычно такие задачи имеют только один переход Ознакомлен, нажатие кнопки перехода является подтверждением.

ДП при создании задачи

Не стоит требовать от заказчика заполнять большое количество параметров непосредственно в момент создания задачи — достаточно заполнить только те параметры, которые позволят однозначно идентифицировать задачу, чтобы сохранить ее и вернуться к ней позднее.

Если для запуска процесса нужно внести много информации и заполнить большое количество ДП, рекомендуется добавить в начале процесса статус Подготовка (или аналогичный по смыслу) и настроить автопереход в этот статус сразу после создания новой задачи.

На переходе в статус, предназначенный для начального заполнения ДП, нужно назначить заказчика исполнителем и зафиксировать срок, чтобы задача оставалась в поле внимания пользователя. В этом статусе пользователь сможет постепенно заполнять ДП и сохранять внесённые данные. Кроме того, он сможет обсудить задачу с коллегами, отправив им сообщения или задав вопросы в карточке задачи.

Фактически бизнес-процесс будет запускаться после перехода из этого статуса.

bp_model_proc2_n

Пример бизнес-процесса с шагом для начального внесения данных.

Многократное использование ДП

В "Первой Форме" один и тот же ДП можно использовать в разных категориях. Для удобства пользователя в каждой категории можно давать такому ДП свое название. Например, ДП с типом "Большой текст" можно использовать и в категории "Договоры" для ввода пояснений к договору и назвать его Пояснения, и в категории "Поручения" для внесения результата выполнения поручения и назвать его Результат, и т.п. Многократное использование ДП позволяет сократить общее количество ДП в системе.

Однако если в разных категориях на ДП накладываются разные ограничения, то необходимо создавать отдельные ДП. Например, в категории "Договоры" при выборе контрагента можно указывать только проверенных контрагентов, которые находятся в статусе Действующий. В категории "Звонки и встречи" можно выбрать любого контрагента — даже такого, который еще не прошел проверку службой безопасности и находится в статусе На проверке. Поэтому в этих двух категориях нельзя использовать один и тот же ДП Контрагент, нужно создать два разных ДП.

Типы ДП, с которыми работает "Первая Форма", и особенности их настройки перечислены здесь.

Если вам нужно добавить ДП в категорию, вы можете добавить один из существующих ДП подходящего типа, а можете создать новый ДП.

Обязательность

Одной из важнейших настроек ДП в категории является обязательность заполнения. Правильность этих настроек заметно влияет на удобство работы пользователей, а также ускоряет настройку создания и завершения задачи. Обязательность заполнения ДП может проверяться:

при создании задачи,

в момент перехода в следующий статус,

при завершении задачи.

При создании задачи

Определение обязательных параметров (режим Обязателен) поможет заказчикам сразу же при постановке задачи указывать все сведения, необходимые для правильного выполнения процесса, а значит, в дальнейшем исполнителям не придется снова беспокоить заказчиков для получения недостающей информации. С другой стороны, возможность не указывать несущественные данные (режим Не отображать) позволит  создавать задачи быстро, без лишних трудозатрат, позволит избежать лишних ошибок и недовольства пользователей. Этим же целям служит настройка Значение по умолчанию.  

cats_dp_m1

Настройки обязательности и значений по умолчанию для ДП при постановке задачи.

В момент перехода

Обязательность заполнения ДП при переходе в следующий статус настраивается в настройках перехода.

При завершении задачи

Также здесь можно задать обязательность заполнения ДП для завершения задачи.

cats_dp_m2

Настройки обязательности ДП для завершения задачи

Однократное заполнение

Значение ДП может иметь существенное значение для дальнейшей обработки задачи. Например, договоры суммой менее 1 млн руб. могут согласовываться по сокращенному маршруту, а договоры с большей суммой требуют более детального анализа и согласования. Если значение такого ДП изменить в ходе выполнения задачи, то это может нарушить корректность процессов. Для таких ДП имеет смысл включать опцию "Заполнять один раз", чтобы после создания задачи уже нельзя было изменить их значения.

cats_dp_m3

Настройка "Заполняется один раз" для ДП в категории

Видимость

Видимость ДП в карточке уже созданной задачи задается опцией Скрытый, с помощью этой настройки можно скрывать от пользователей различные технические поля, которые нужны для расчетов, для связи с внешними приложениями и т.п.:

cats_dp_m4

Настройки видимости для ДП в категории

Необходимость отображать или скрывать отдельные ДП на карточке задачи может зависеть от различных условий, которые определяются динамически. Например, если сумма договора превышает 1 млн руб., такой договор должен сопровождаться заключением аудиторов, которое вкладывается в ДП "Файл"; для остальных договоров этот параметр не отображается. Видимость ДП в зависимости от значений других ДП настраивается с помощью js-вставок.

Доступность

Некоторые ДП должны видеть или редактировать только сотрудники, входящие в определенные группы.

Например, таблица, содержащая размеры бонусов для участников проекта, должна быть доступна руководителю проекта, который вносит эти значения, и бухгалтеру, который рассчитывает итоговые выплаты. Остальные сотрудники не должны иметь доступ к этим данным.

Доступность ДП для пользователей определенной группы настраивается с помощью опции "Доступ" (подробнее об этом можно прочитать в Руководстве администратора):

cats_dp_m5

Настройки доступа для ДП в категории

Доступность ДП может зависеть и от статуса задачи.

Например, таблица бонусов может быть доступна руководителю проекта только при планировании проекта проекта, а бухгалтеру — только на завершающем этапе, для расчета вознаграждения.

Доступность ДП в зависимости от текущего статуса задачи настраивается с помощью опции Доступ зависит от статуса.

Кликните мышью для просмотра изображения в полном размере

Настройки доступности для ДП в категории

Для ДП "Таблица" доступность может настраиваться на уровне отдельных колонок:

cats_dp_m6

Настройки доступности для колонок ДП "Таблица"

warning_icon Если в категории доступность ДП зависит от статуса, при добавлении нового статуса не забывайте учитывать его в настройках доступности ДП! Желательно сначала полностью настроить маршрут, т.е. создать все статусы, а потом уже настраивать доступность ДП на статусах.

Синхронизация

Если дочерние подзадачи тесно связаны с родительской, то чтобы обеспечить единство данных, можно использовать настройки автоматической синхронизации ДП. Например, если настроена синхронизация из родительской задачи в дочернюю, то при изменении ДП в родительской задаче это же ДП автоматически изменится и в дочерней задаче.

cats_dp_m7

Настройки синхронизации для ДП в категории

Наследование значений ДП из задачи-источника

При создании новой задачи из контекста другой задачи (кнопкой "Создать" из блока "Используется", кнопкой "Создать" из окна выбора значения lookup и multilookup, при создании связанных и подчиненных задач) значения ДП в новой задаче наследуют значения из совпадающих ДП в задаче-источнике (если эти ДП отображаются при постановке новой задачи).

Например, в карточке клиента есть ДП "Филиал". Из блока "Используется" в карточке клиента создается карточка контактного лица, и при создании на ней также отображается ДП "Филиал". По умолчанию в этот ДП будет подставлено значение из карточки клиента.

Если такое поведение в каких-то случаях вам не подходит, вы можете выборочно отключать наследование значений для отдельных ДП. Для этого в настройках ДП в категории откройте окно настройки значения по умолчанию и активируйте опцию Не копировать значения из задачи-источника.

cats_dp_m8

Настройки наследования значений для ДП в категории

Полезные ссылки